SaaS (Software as a Service) = Программное обеспечение как Услуга
SaaS: ПО как услуга (Аренда ПО) становится продуктом, всё более востребованным бизнесом различного уровня. В некоей абстрактной организации условно выделим бизнес-подразделения (производство, маркетинг, продажа) и обслуживающие подразделения (отдел ИТ, охрана, бухгалтерия). Очевидно, что бизнесу от обслуживающих подразделений требуются УСЛУГИ.
Например, от отдела ИТ бизнесу нужны такие услуги (сервис), как электронная почта, интернет, документооборот, видеоконференции, поиск информации по базам данных и тому подобное По большому счёту, бизнесу нет никакого дела до того, что происходит внутри отдела ИТ, если этот отдел качественно обслуживает бизнес. Отдел ИТ от бизнеса требует финансирования на развёртывание новых услуг и на поддержание работы существующих.
Собственность или аренда?
Предположим, что у организации появилась потребность в новом непростом сервисе, например, в электронном документообороте или корпоративном портале.
Задачу можно решить собственными силами. Для этого потребуется запланировать, приобрести, реализовать, проверить, обеспечить:
– новые серверы и системы хранения данных;
– место для этих серверов в центре обработке данных и дополнительные порты в сетевом оборудовании;
– бесперебойное электроснабжение серверов и дополнительные мощности кондиционирования;
– лицензии на операционные системы для них, дополнительные лицензии на виртуальные машины
– лицензии на прикладное ПО Документооборота и, возможно, услуги по внедрению;
– обеспечить отказоустойчивость оборудования и ПО;
– дополнительное место для резервного копирования и лицензии на соответствующее ПО;
– обеспечить безопасность информации;
– в штат дополнительные сотрудники по настройке и обслуживанию всего вышеперечисленного;
– рабочие места для этих сотрудников, их обучение, соц. пакеты;
– учёт, ремонт, профилактическое обслуживание и все прочие прелести эксплуатации;
– и другое.
SaaS: ПО как услуга (Аренда ПО) – это способ получения того же результата без необходимости делать это самостоятельно, а приобретая готовую услугу.
Для этого потребуется:
– выбрать подходящую компанию-поставщика (по цене, уровню сервиса, условиям и прочее);
– проверять качество оказываемых услуг и вовремя их оплачивать.
Расположенная ниже схема наглядно объясняет разницу между решением задачи полностью своими силами On-Premises (левый столбец) и приобретением услуги SaaS (правый столбец). Жёлтый цвет – зона ответственности компании-покупателя. Оранжевый цвет – зона ответственности компании – поставщика услуг.
Услуги IaaS и PaaS можно получить от дата-центров, например, Microsoft Azure.