Office 365 Облако Microsoft: ИТ под ключ

В PC Magazine/RE, 5/2013 мы рассматривали возможности автоматизации более или менее типичной компании СМБ на базе решений Open Source. Это не только системное ПО, но и широкий спектр прикладных программ, от систем управления пользователями и обеспечения безопасности до корпоративных порталов и почтовых ERP-систем. Теперь оценим, как эти же задачи могут быть решены на базе программных продуктов и облачных решений Microsoft.

Мы уже описывали портрет типичной российской компании среднего размера — это, например, дистрибьютор кофе с 400–600 клиентами, поставщик электроники с каталогом на 100–200 тыс. наименований и 50–200 дилерами, маркетинговое агентство (десяток офисов, 20–60 представителей в регионах и 200–400 клиентов), небольшая кондитерская фабрика, оптово-розничная фирма FMCG и др.

Задачи…

Как показывают наши опросы (см. PC Magazine/RE, 11/2012), в ИТ-инфраструктуру типичного предприятия обычно входят бухгалтерская (100% опрошенных) и почтовая (100%) системы, средства, автоматизирующие документооборот и отчетность (63%) или специальные виды учета (42%), ERP/CRM (32%), корпоративный портал или иные средства групповой работы (26%), специализированные средства (например, система организации вебинаров, 2%), системы инвентаризации и управления ИТ-службами (2,6%).

Численность персонала такой компании 10–40 сотрудников в главном офисе (бухгалтерия, руководители, отделы рекламы и маркетинга, менеджеры по продажам, логистика) и по 2–10 в филиалах; имеются контрагенты и торговые представители в регионах. Инфраструктура обслуживается одним системным администратором (в штате или в рамках ИТ-аутсорсинга, администратор имеет достаточную квалификацию для решения типовых задач, но не специальные знания). В компании эксплуатируется несколько серверов, на которые возлагаются задачи обеспечения работы:

  • сетевой инфраструктуры (обслуживание файловых операций, управление пользователями и т. д.);
  • почтовой системы;
  • организации и мониторинга доступа в Интернет;
  • резервного копирования;
  • техобслуживания ИТ-инфраструктуры (прием заявок на решение проблем от пользователей, инвентаризация и др.);
  • интранет-серверов (корпоративного портала);
  • бухгалтерского ПО;
  • учетного ПО (несложная ERP- и CRM-системы).

Сеть и базовая инфраструктура

Технологический базис ИТ-среды модельной компании — Windows Server 2012. Новая серверная ОС MIcrosoft содержит массу доработок и улучшений: это и платформа виртуализации Hyper-V, и новые средства автоматизации, и усовершенствования в отношении безопасности, и эффективная система организации доступа к корпоративным данным и приложениям из любого места и с любого устройства, и многое другое (см. PC Magazine/RE, 3/2013). По словам представителей Microsoft, по сравнению с Windows Server 2008 R2 в новой версии появилось около 300 новых функций и доработок.

Средствами Windows Server 2012 легко реализуются все основные функции, которые можно считать базовыми для современной ИТ-системы: разграничение доступа, обмен и хранение файлов, организация резервного копирования, управление серверами и др. Инструменты Windows Server 2012 позволяют легко создавать серверы для самых разных задач, причем делается это просто и логично (чем не всегда могут похвастаться аналогичные по назначению СПО-решения, о которых мы писали в PC Magazine/RE, 5/2013). За десятилетия существования серверных версий Windows, ее базовые подсистемы были отработаны до блеска и особенных комментариев здесь не требуется.

Среди новшеств, однако, хочется отметить усовершенствованные средства ускорения передачи информации в многоканальном режиме и новый протокол SMB 3.0 (PC Magazine/RE, 5/2013), они особенно важны в современных высокоскоростных сетях с разнородным трафиком и массой конечных точек, генерирующих его. (Вроде бы мелочь, но на практике это означает возможность заметного улучшения производительности ЛВС офиса без затрат на модернизацию сетевого «железа» благодаря более эффективной организации передачи данных между серверами и пользовательскими терминалами).

Существует несколько версий Windows Server 2012, адресованных компаниям различного масштаба, от малых, где акцент сделан на простоту управления (см. PC Magazine/RE, 3/2013), до средних и крупных, где востребованы функции, обеспечивающие гибкость при интеграции в ИТ-систему предприятия, создание виртуализованных решений, а в перспективе — и частного облака (см. PC Magazine/RE, 3/2013), интеграции с поставщиками облачных услуг и др.

Почта и коммуникации

Традиционный и проверенный годами способ организации почтовой системы в компании — развертывание сервера Microsoft Exchange. Этот продукт хорошо знаком широким массам ИТ-специалистов, позволяет решить практически любые задачи, с которыми могут столкнуться корпоративные и не только пользователи (хотя его эксплуатация и требует некоторых усилий для администрирования, но опять-таки несравнимых с теми, что потребовались бы при использовании многих альтернативных решений).

Современные коммуникации не исчерпываются почтой, нужны и голосовая связь, и обмен мгновенными сообщениями, и видеосвязь. Такие задачи решаются средствами пакета Microsoft Lync. Он уже в исходном варианте поставки, без привлечения каких-либо дополнительных средств, обеспечивает всю необходимую функциональность в области телефонии и конференц-связи.

Безопасность и управление

Средства безопасности, мониторинг Интернета, контроль периметра и многие другие задачи сетевого управления решаются посредством инструментария, собранного в комплексе Microsoft Forefront. Для управления ИТ-инфраструктурой предназначены решения из состава пакета Microsoft System Center 2012 (в частности, отметим подсистемы System Center Configuration Manager 2012 и System Center Endpoint Protection 2012), а также система Windows InTune (для компаний, активно использующих мобильные устройства BYOD; она может работать не только с собственными разработками Microsoft, но и с гаджетами на базе других распространенных мобильных платформ).

Техническая поддержка

В небольшой компании специального ПО обработки запросов в ИТ-службу обычно не требуется, но в случае необходимости процедуры техобслуживания (прием заявок на решение проблем от пользователей, инвентаризация и др.) также организуются с помощью System Center 2012 (в частности, модуля Service Manager 2010). Важный момент: когда речь идет об управлении ИТ, надо учитывать очень важный момент: нагрузка на администратора минимизирована, практически всю техническую информацию, необходимую для мониторинга, System Center 2012 извлекает непосредственно из инфраструктуры (с серверов, ПК, облака, сетевых интерфейсов и др.).

Интрасеть

Специального ПО для создания простого внутрикорпоративного сайта не требуется (Web-сервер Internet Information Server — органичная часть Windows). Но простого сайта обычно недостаточно, сегодня все более востребованы полнофункциональные корпоративные порталы — это задача пакета Microsoft SharePoint.

Бухгалтерское и прикладное ПО

Вопросы инсталляции бухгалтерского ПО в России, как правило, сводятся к запуску программных продуктов «1С». У активно работающей компании такое ПО обычно уже есть, настроено и освоено пользователями. Как следствие, предприятия исповедуют консервативный подход: «работает — не трогай». Аналогично обстоят дела и с другими корпоративными приложениями, от CRM- до ERP-системы. (У Microsoft имеются и собственные разработки в области бизнес-решений, но это совсем другая история.) От администратора проблемы здесь обычно сводятся к настройке специальных параметров, например активации ключей для «1С», если не используются программные лицензии. Во многих случаях можно применять SaaS-версии прикладного ПО, например все тот же Office 365 (где реализованы основные функции для организации работы групп, обмена документами, создания частных сайтов, взаимодействия с контрагентами и др.).

…и решения

Описанный выше набор решений Microsoft позволяет решить практически все основные задачи типичной компании СМБ, независимо от ее отраслевой специфики. В то же время, с точки зрения ИТ-практика, главная сложность состоит в том, что в ИТ-среде с ограниченным числом физических серверов ему требуется развернуть приложений в три—десять раз больше. Очевидно, что решить эту задачу без технологий виртуализации и привлечения облачных ресурсов невозможно.

Виртуализация

В предположении, что компания оснащается не «с нуля», а уже имеет некоторое количество инфраструктурных решений, напрашивается вариант программной модернизации основных серверов и компьютеров пользователей. Так, например, существующий почтовый сервер можно оставить «как есть», ограничившись обновлением версии Exchange и его виртуализацией (см. PC Magazine/RE, 4/2013).

Это позволит свести к минимуму усилия по обновлению либо может потребоваться при наличии прикладных разработок, учитывающих какие-то особенности работы компании, нестандартных модулей или дополнений, например антивирусных (хотя отметим, что в Exchange Server 2013 уже имеется система антивирусной защиты).

Аналогично можно поступить и с другими инфраструктурными и прикладными серверами. Виртуализация систем, на которых работают основные приложения, даст возможность увеличить степень загруженности существующего оборудования при одновременном увеличении надежности работы ПО. «Утилизация» излишков вычислительной мощности при несимметричной нагрузке на сервер — классический аргумент в пользу виртуализации, ничего нового тут нет (PC Magazine/RE, 3/2013). Но в Windows Server 2012 она представляет собой органичную часть операционной системы, как следствие — снимается целый комплекс проблем (как технических, так и организационных), неизбежных при использовании отдельных программных продуктов.

IaaS, облако, гибрид

Из локального «железа» выжато все, но возникают новые задачи? Виртуализованные серверы легко выносятся в облако Windows Azure — и это открывает возможность серьезного увеличения мощности ИТ-инфраструктуры. Стоимость аренды облачных ресурсов по схеме IaaS в Windows Azure уже в среднесрочной перспективе (два-три года) оказывается ниже, чем стоимость собственных, а первоначальные затраты (покупка серверов, памяти, процессоров, ОС, аксессуаров, настройка и т. д.) отсутствуют (см. PC Magazine/RE, 4/2013). Более того, в некоторых случаях исчезает необходимость отдельно оплачивать ПО (стоимость лицензий на Windows Server, например, включена в цену аренды виртуальных машин Windows Azure, PC Magazine/RE, 5/2013), либо есть возможность оптимизировать платежи, оплачивая только используемые ресурсы.

Процесс создания виртуальной машины в Windows Azure предельно прост и автоматизирован, имеется масса подготовленных «образов» ВМ, можно «залить» в облако свои образы, снятые с реальной физической системы. Важный момент: прикладные решения, как правило, содержат не только собственные программные модули, но и взаимодействуют с другими серверами, например, СУБД. Это означает возможность «разделения» приложения, когда, например, база данных остается на локальной системе, а само приложение функционирует из облака (связь между ними организована средствами виртуальной частной сети, PC Magazine/RE, 4/2013).

Аналогично, облако можно использовать для создания резервных копий. Объем информации, с которой постоянно работает компания, обычно составляет не слишком большую долю общего объема корпоративной информации — и этот объем логично вынести в облако, освободив локальные ресурсы для оперативных задач бизнеса. Точно так же напрашивается возможность организации резервного копирования локальных ресурсов в облаке, благо все необходимое в Windows Azure и Windows Server 2012 имеется.

Безусловно, компания получает доступ ко всем приятным бонусам IaaS, от привлечения дополнительных ресурсов в случае роста потребностей до оптимизации ИТ-системы. И все это — в единой, унифицированной и гибкой среде, где все компоненты взаимоувязаны, приемы управления едины и всеобъемлющи.

SaaS и облако

Многие типовые задачи бизнеса хорошо вписываются в возможности SaaS-служб Microsoft, прежде всего, конечно, облачного офиса — Office 365. Этот пакет позволяет быстро и недорого получить весь необходимый сотрудникам в повседневной жизни инструментарий, от средств работы с офисными документами и почтой до обмена мгновенными сообщениями и организации групповой работы. Система используется по схеме аренды, при этом пользователям предоставляются ресурсы, порой даже бо`льшие, нежели в локальной ИТ-среде. Например, емкость почтового ящика Office 365 — до 25 Гбайт, тогда как в среднем сотрудники компании СМБ имеют ящики по 0,5–1 Гбайт. С ИТ-практика же снимается масса трудоемких задач, связанных с обслуживанием локальных версий офисного ПО. В сущности, его задачи сводятся к подключению пользователя и настройке его прав доступа (обычными средствами Windows либо из панели управления Office 365).

Экосистема

Еще один интересный аспект, связанный с облачными решениями Microsoft, — наличие экосистемы партнеров. Сегодня в магазине Windows Azure Store можно найти массу специализированных разработок и приложений, созданных партнерами компании (благодаря PaaS-возможностям Windows Azure). Как пример: подключение сторонних инструментов мотивации персонала к корпоративному порталу, интеграция ERP- или CRM-системы с модулем оптического распознавания финансовых документов, доступ к источникам структурированных данных, услуги проведения вебинаров и т. д.

Синергический эффект, неизбежно возникающий в такой экосистеме, открывает пути для перехода от привычной для небольших компаний практики «латания дыр» к прогрессивным методам управления ИТ-службами. Заодно избавляя коммерческую компанию от затрат на техническое сопровождение инфраструктуры — деятельности, как легко догадаться, совершенно для нее непрофильной.

* * *

Гибридный подход Microsoft обеспечивает бесшовную интеграцию существующих инфраструктур и облачных решений. ИТ-практику не нужно задумываться, где взять мощности, необходимые для обработки данных (а обработка данных — это суть бизнеса в постиндустриальную эпоху).

И наверное, только Microsoft могла справиться с невероятно сложной и обширной задачей создания комплексной, глобальной экосистемы, охватывающей все уровни ИТ, от гаджетов и ПК до облака и ЦОД.

http://pcmag.ru/solutions/detail.php?ID=48467